среда, 2 октября 2013 г.

Рекомендации для родителей
Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют формированию речевых умений, творческой деятельности. Читайте

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Более старшие дети могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для формирования речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного, эмоционального развития ребенка.
«Пальчиковый игротренинг»
Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики, направленные на развитие мелкой моторики и формирование речи у детей раннего возраста
Комплекс 1
Собака
У собачки острый носик, Правая ладонь на ребро, на себя
Есть и шейка, Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе.
Есть и хвостик. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки Средний и безымянный пальцы
Ушки на макушке, упираются в большой.
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке. Указательный и мизинец подняты вверх.
Мышка
Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
И бумажкой все шуршит. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки, Пальчики в кулачок.
Из кустов они торчат. Выставить вверх указательный пальцы
Он и прыгает и скачет, Ими шевелить в стороны.
Веселит своих зайчат.
Лошадка
У лошадки вьется грива, Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая
ладонь под углом, образуя пальчиками гриву
Бьет копытами игриво. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши.
Коза
У козы торчат рога, Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед.
Может забодать она. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Идет коза рогатая
Идет коза рогатая, Правой рукой изображать рога, вытянув
Идет коза бодатая. вперед указательный палец и мизинец.
Ножками топ - топ! Кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям.
Глазками хлоп - хлоп! Хлопать в ладоши.
Кто каши не ест, Грозить пальчиком
Молока не пьет,
Того коза забодает, забодает. Изображая рога, делать движение вперед к детям.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет, Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом.
Ущипнуть тебя он хочет. Указательный палец опирается на большой Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Птичка
Пальчики - головка, Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, Крылышки - ладошка. Остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Прятки
В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать пальцы
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
Комплекс 2
На лужок
На лужок пришли зайчата, Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки
Медвежата, барсучата, При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
Лягушата и енот
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
Моя семья
Этот пальчик - дедушка, Дети держат руки зажатыми в кулачки Открывается большой палец
Этот пальчик - бабушка, Открывается указательный палец.
Этот пальчик - папочка, Открывается средний палец.
Этот пальчик - мамочка, Открывается безымянный палец.
Этот пальчик буду я - Открывается мизинец.
Вот и вся моя семья. Дети сжимают и разжимают кулачки
Сорока
Сорока, сорока,
Кашу варила, Указательным пальцем правой
Деток кормила: руки водить по ладони левой.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала. Сгибать поочередно каждый палец,
А этому не дала: кроме мизинца.
«Ты дров не рубил, Показать мизинец
Ты воды не носил,
Ты печь не топил.
Ничего не получил». Грозить пальчиком и качать головой
Поиграем в пальчики
Большаку дрова рубить, Загибать по очереди все пальцы
А тебе воды носить, на обеих руках.
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить, Загибать по очереди все пальцы на обеих руках
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать. Шевелить пальцами обеих рук.
Пальчик - мальчик
Пальчик - мальчик, где ты был? Показать большие пальцы на обеих руках.
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, Затем поочередно соединять их
С этим братцем песни пел. с остальными пальцами.
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца.
Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное сгибание пальчиков в кулачки,
В домик спрятались опять начиная с мизинца.
Замок
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог? Пальцы в «замочек».
Мы замочком постучали, Затем стучать о стол «замочком»
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили Затем круговые движения «замочком»,
И открыли! Показать ладошки.
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев,
Пять держальцев. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Чтоб строгать и чтоб пилить, На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Чтобы брать и чтоб дарить. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять! Разжать пальчики на обеих руках.
Капустка
Мы капустку рубим - рубим, Движения прямыми ладонями вверх - вниз
Мы капустку солим - солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев
Мы капустку трем - трем, Потирать кулачок о кулачок
Мы капустку жмем - жмем. Сжимать и разжимать кулачки.
Повстречались
Повстречались два котенка:
«Мяу - мяу!», Соединять поочередно все пальцы
Два щенка: «Ав - ав!», правой и левой рук, начиная с мизинца.
Два жеребенка: «Иго - го!»
Два тигренка: «Р - р - р!»,
Два быка: «My - у!». Показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Смотри, какие рога.
Зайцы
Скачет зайка косой. Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить
Под высокой сосной. Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.
Под другою сосной Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Скачет зайка другой. Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
Комплекс 3
Пальчики кивают
Вот и встретилась семья. Руки на уровне груди, пальцы вверх,
Рад тебя увидеть я. ладони смотрят друг на друга.
Всех мы в гости пригласили, На каждую строчку кивание одного пальца по очереди 2 - 4 «кивка».
Всех здороваться учили.
Может пальчик номер пять Кивание одного пальца 2 - 4 «кивка».
В знак приветствия кивать,
Безымянный может ниже,
Средний силой не обижен,
Этот знает все на свете,
А вот этот любят дети.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки,
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому, Поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого.
Заиньке усатому.
Прогулка
Пошли пальчики гулять, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять. По столу двигаются указательные,
Третьи пальчики бегом, Движение по столу средних пальцев в быстром темпе
А четвертые пешком. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола,
Пятый пальчик поскакал Мизинцы скачут
И в конце пути упал. Хлопок обоими кулаками по поверхности стола
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами вместе- врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
 Апельсин
Мы делили апельсин Дети двумя руками держат предполагаемый апельсин.
Много нас, а он один. Показывают десять пальцев, а потом один.
Эта долька - для ежа, Загибают большой палец руки.
Эта долька - для стрижа, Загибают второй палец.
Эта долька - для утят, Загибают средний палец.
Эта долька - для котят, Загибают безымянный палец.
Эта долька - для бобра, Загибают мизинец.
А для волка - кожура. Бросают предполагаемую кожуру рукой.
Он сердит на нас - беда!!! Изображают испуганный вид.
Разбегайтесь кто куда! Делают движения руками в стороны.
Журавль и диковинка
Длинноногий журавель Правую руку вытянуть вверх соединить большой и указательный пальцы.
На мельницу ездил, на мельницу ездил,
Руки прямые перед собой махать руками в одной плоскости влево - вправо.
Диковинку видел Руки вниз ладони перпендикулярно полу, удивиться.
Коза муку мелет, Соединить пальцы мизинец и большой внутрь поместить большой, вверху остаются рога указательный и безымянный.
Козел засыпает, Большой палец внутрь ладони сверху средний и большой, рога- мизинец и указательный.
А маленькие козлята Руки в кулачки выставить указательные пальцы приставить к бокам головы.
Муку выгребают. Пальцы рассвести делать загребающие движения к себе.
Сова из - за угла смотрит, Соединить большой и указательный пальцы обеих рук колечком приставить к своим глазам.
Ногами топочет, Топать ногами.
Головою вертит. Крутить влево и вправо головой.
Елка
Елка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).
Если пальчики сцепляются. Пальчики выставляются вперед.
Локотки ты подними, Локотки к корпусу не прижимаются.
Пальчики ты разведи. Пальчики выставляются вперед.
Колокольчик
Колокольчик все звенит, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены,
Язычком он шевелит. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Кулачок
Как сожму я кулачок Руки ребенка лежат на коленях ладонями вниз. Сжимаем руку в кулак.
Да поставлю на бочок Ставим кулак большим пальцем вверх.
Разожму ладошку, Распрямляем кисть.

Положу на ножку. Рука кладется на колено ладонью вниз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий